В центре картины "8 1/2" (название означает порядковый номер этой ленты в творчестве режиссера) – герой, близкий к Феллини, в известной степени его кинематографический "двойник". Он – итальянец, кинорежиссер, который готовится к съемкам новой картины. Написан сценарий. Построены огромные декорации. Кажется, все только и ожидает начала съемок. Но Феллини застает своего героя в момент духовного кризиса, сомнений, потери веры и цели – кажется не только в творчестве, но и в самой жизни. По-видимому, что-то подобное когда-то пережил и сам Феллини, потому с очаровывающей экспрессией, в
Фильм – парафраз виртуозности и поэтичности творческого процесса режиссера: кризис, поиск, каверзы воображения, тупики, интеллектуальный климат, неразрывный поток субъективного и объективного.
И, конечно, обилие женщин, окружающих героя, его иллюзорный гарем, в котором все без исключения любят его, хотя идиллия перемежается с бунтом, подавлять который приходится с помощью хлыста.
История лунатика Иво Сальвини, который любит гулять по ночам. Сальвини попадает в одно недоразумение за другим, знакомясь с разными людьми и открывая им чудеса подлунного мира. Путешествие Сальвини становится метафорой всей человеческой жизни.
У картині злились воєдино, поєднались в одному загальному сюжеті дві лінії мого кіно, - розповідав Фелліні. - З одного боку, Джульєтта – уособлення наче зачарованої, вразливої невинності, з іншого, Марчелло – втілення права жити безтурботно". Образи, створені цими воістину великими акторами, багаті нюансами, в яких можна побачити відблиск їхніх минулих ролей у фільмах Федеріко Фелліні. Кульмінаційна сцена фільму, коли Мазіна і Мастроянні виконують свій танцювальний номер, зачаровує надовго.
Трогательная история простой крестьянки Джельсомины и силача бродячего цирка Зампано, который покупает девушку у ее нищей матери и делает своей ассистенткой.
Маленький городок на Адриатике. Италия после военных страданий, разрухи и бедности, только-только начинает поднимать голову, просто жить, наслаждаться солнцем и морем, работать, устраивать семейную жизнь и веселиться! Но почему же пятеро молодых жителей городка чувствуют все большее неудовлетворение, все острее переживают невыносимость ничегонеделания, все сильнее хотят бежать отсюда? Куда угодно, только бежать!
Проститутка Кабирия, работающая в одном из самых дешевых районов Рима, как и все её подруги, вульгарна, грязна, драчлива, остра на язык. Но вопреки своей древней и циничной профессии, она по-детски наивна и добра, с маниакальным упорством надеется найти мужчину своей мечты и стать честной женщиной.
Философская фреска про римскую элиту 50-х годов. Главным героем выступает журналист и писатель Марчелло, который разрывается между желанием быть частичкой городской богемы и чувствами к своей подруге Эмме, которая предлагает ему домашний уют и спокойствие. Пик метаний героя происходит после смерти его близкого товарища Штайнера, покончившего жизнь самоубийством. Марчелло мечется с одного угла в другой, что приводит к так и несостоявшемуся катарсису и разочарованию в себе.