Это история польских офицеров, уничтоженных НКВД в Катыни во время Второй мировой войны. Это фильм о женщинах, которые не дождались своих мужей, отцов, сыновей, братьев. Фильм о лжи и коварстве коммунистического режима, который отдал приказ забыть о погибших, о непримиримой борьбе за память и правду.
Этот фильм возвращается к феномену "Бесов" - адаптации романа Федора Достоевского Анджеем Вайдой, премьера которого состоялась в Старом театре Кракова в апреле 1971 года.
Действие психологической драмы происходит в предвоенной Польше. Главный ее герой – молодой человек Виктор Рубен, который из – за внутреннего опустошения оказывается не в состоянии помочь сестрам – подругам своей юности, задыхающимся в провинциальной глуши города Вилько, нравственно гибнущим на его глазах.
История о том, как в один миг с уважаемого и влиятельного человека можно превратиться в никому не нужного обычного смертного. Конец семидесятых годов ХХ века. Известный журналист и интеллектуал Ежи Михаловский возвращается с очередной загранкомандировки. Дома он узнает, что его бросила любимая жена ради его редакционного коллеги Яцека Росцишевского. Почти одновременно у него возникают серьезные проблемы на работе. Подавленный и несчастный человек начинает искать причины своего краха...
Действие этой камерной драмы происходит в домике лесника, окруженном прекрасной березовой рощей в конце зимы - начале весны. К Болеславу приезжает тяжело больной туберкулезом брат Станислав, чтобы провести у него последние месяцы жизни. Болеслав, который после смерти жены живет с дочерью Олей и домохозяйкой Малин, не может привыкнуть к экстравагантному стилю жизни Станислава, который решил насладиться своими последними мгновениями. Начинается подсознательное и эмоционально напряженное соревнование между братьями.
Как один человек может так изменить мир? Изучая личные, даже интимные стороны жизни лидера профсоюза, Вайда пытается уловить феномен невероятного превращения от простого рабочего с будничными хлопотами к харизматическому лидеру. Эта неоднозначная и небезупречная фигура помогла миллионам освободить мечты о свободе, и заложить основы невероятных на то время перемен.
Этот фильм - своеобразная иллюстрированная лекция, в которой Вайда обращается к картинам своего друга и творческого примера, Анджея Врублевского (1927-1957) - гения, который долго ждал признания, сам не осознавая своей гениальности.
В революционной Франции свирепствует террор. На заседание Комитета общественного спасения Бийо-Варенн обвиняет Дантона и его друзей в контрреволюционной деятельности. Робеспьер правда не соглашается на суд над Дантоном, но другие члены Комитета приводят все новые аргументы против него. Роли в фильме были распределены таким образом, что Робеспьера и его сторонников играют поляки, а «дантонисты» - французы. Фильм должен был сниматься в Польше, но из-за напряженной политической ситуации и отсутствия финансирования, его съемки были перенесены в Сены и Марны, Версаль и Санлис.
История пятнадцатилетней Марисы, которая под влиянием двух своих подруг отрекается от собственного кодекса чести и устоявшихся традиционных взглядов на жизнь, стала замечательным полем для киноинтерпретации Анджея Вайди. Фильм режиссера – это современный моральный кодекс. В действиях и поведении юной Марисы, которая приехала из провинции и постепенно познает всю грубость взрослой жизни в большом городе, Вайда видит характеристику ментальности современного поляка, но также и школу взросления.
1936 год. Доктора Koрчака, ведущего на радио популярную программу, вызывает шеф и он узнает, что его рубрика снята с эфира. Разочарованный таким проявлением антисемитизма, он полностью посвящает себя воспитательной деятельности. Опекает интернат для еврейских детей, преподает в Музыкальной академии. Начинается война. Во время обороны Варшавы доктор Корчак выполняет функции военного врача. После капитуляции он возвращается в приют, который вскоре переносят в гетто...