Рік: 2009
Жанр: драма
Виробництво: Великобритания
Актори: Доминик Купер, Питер Сарсгаард, Розамунд Пайк, Эмма Томпсон
Тривалість: 95 хв
Опис:
16-летняя Дженни живет в тихом и спокойном предместье Лондона. Она способная ученица, талантливая виолончелистка и просто хорошая девочка, которая мечтает поступить в Оксфорд. Как вдруг все кардинально меняется, когда она встречает красавца Девида, который вдвое старше ее, он открывает ей глаза на то, что такое настоящая взрослая жизнь. Однако такой ли позитивный этот "принц на белом коне", как себя выдает? Или, может, несколько скелетов в его шкафу все же спрятано?
повний опис »
Опис:
ВВЕДЕНИЕ
История, положенная в основу сюжета картины "ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ" о девочке, которая борется со своим переходным возрастом, началась в Британии в начале 1960-х. Мир еще не вполне оправился от Второй Мировой войны, но воздух уже был пропитан веяниями свободы. Режиссером фильма выступила датчанка Лоне Шерфиг ("Уилбур хочет покончить с собой", "Итальянский для начинающих"). В основу своего сценария Ник Хорнби ("Фанатик", "Мой мальчик") положил мемуары журналистки Линн Барбер, которые в свое время публиковал журнал Granta.
Главные роли во "ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ" сыграли Питер Сарсгаард ("Парни не плачут", "Кинси", "Афера Стивена Гласса"), Кэри Маллиган ("Гордость и предубеждение"), Альфред Молина ("Человек-паук 2", "Фрида"), Доминик Купер ("Мамма Mia!", "Любители истории"), Розамунд Пайк ("Перелом", "Умри, но не сейчас"), Кэра Сеймур ("Американский психопат", "Банды Нью-Йорка"), Оливия Уильямс ("Академия Рашмор", "Шестое чувство"), Салли Хокинс ("Беззаботная", за роль в котором она получила "Золотой глобус") и Эмма Томпсон ("Последний шанс Харви", "Основные цвета", "Разум и чувства").
Фильм снимался весной 2008 года в Лондоне, Оксфорде, Париже и близлежащих окрестностях, а также в павильоне студии Twickenham Studios.
В закадровую команду вошли оператор Джон де Борман ("Последний шанс Харви", "Мужской стриптиз"), художник-постановщик Эндрю МакАлпайн ("Пляж", "Пианино") и костюмер Одиллия Дикс-Миро ("Преданный садовник", "Грязные прелести").
Продюсерами выступили Финола Двайер и Аманда Пози по заказу BBC Films. Финансировали съемки Endgame Entertainment и BBC Films. Исполнительными продюсерами от Endgame Entertainment стали Джеймс Д. Штерн, Дуглас Е. Хансен и Венди Джафет; от студии BBC Films – Дэвид М. Томпсон и Джэми Лоренсон. Также обязанности исполнительного продюсера взял на себя сценарист Ник Хорнби.
СЮЖЕТ
1961 год. 16-летняя школьница Дженни (Кэри Маллиган) понимает, что до взрослой жизни остался лишь шаг. Подпевая Жюльетт Греко, она мечтает об окутанной клубами дыма сигарет "Голуаз" Франции. Измученная тяготами школьной жизни и гнетом родительской заботы, она не может дождаться вожделенных перемен. Несмотря на это, она прилежная ученица, добившаяся успехов во всех предметах, кроме латыни. Ее отец убежден, что при достаточном усердии с ее стороны место в Оксфорде ей гарантировано.
Одним дождливым днем ее размеренная жизнь, расписанная как по нотам, переворачивается вверх дном. Виной тому – случайный знакомый, 30-летний Дэвид (Питер Сарсгаард). Учтивый и остроумный мужчина легко занимает место Грэхема (Мэттью Берд), менее успешного ухажера ее новой знакомой. К немалому изумлению Дженни, Дэвид умудряется очаровать и ее по-английски пуританских родителей – Джека (Альфред Молина) и Марджори (Кэра Сеймур). Он виртуозно обходит в беседе все подводные камни и вынуждает семейную чету соглашаться со всеми своими авантюрными предложениями.
Довольно скоро Дэвид знакомит Дженни с блистательным миром концертов классической музыки и поздними ужинами в шикарных ресторанах. В этих вылазках их сопровождают друзья Дэвида – Дэнни (Доминик Купер) и его очаровательная подруга Хелен (Розамунд Пайк). Дэвид успешно заменяет традиционное образование Дженни своим собственным, забирая ее из школы и катая в "родстере" по аукционам и прокуренным пабам.
Под предлогом представления будущей абитуриентки декану Льюису, Дэвид вывозит Дженни на уикэнд в Оксфорд в компании Дэнни и Хелен. Затем, умело комбинируя лесть и покорность, он уговаривает родителей девушки отпустить ее с ним в Париж на ее 17-й день рождения. И опять-таки спутницей Дженни должна стать эфемерная "тетушка Хелен". Джек и Марджори не догадываются, что их дочь выбрала эту дату для потери невинности.
Париж оказывается именно таким, каким его Дженни и представляла, секс с Дэвидом – несколько не таким. Вернувшись в Лондон, она вынуждена терпеть не прекращающиеся расспросы подруг, которым не терпится узнать все о новых впечатлениях Дженни. Учителя, напротив, выказывают открытое недовольство тем, что ее новое увлечение грозит поставить жирный крест на будущем девушки. Активнее всего эту позицию занимают директор школы (Эмма Томпсон) и учительница английского языка мисс Стаббс (Оливия Уильямс).
Как только мечта всей семьи о поступлении Дженни в Оксфорд, кажется, оказывается в разумных пределах, девушка собирается все бросить и начать новую жизнь. Станет ли Дэвид созидателем это новой жизни или же ее разрушителем?
О ПРОИЗВОДСТВЕ ФИЛЬМА
Я никогда не задавала ему вопросов, вспоминая теорию Альберта Камю... Одно из правил экзистенциализма, которое я всецело опробовала на себе на уроках леди Элеанор Холлс – никогда не задавай вопросов. Спрашивая, демонстрируешь наивность и мещанство; промолчав – утонченность и французский шарм. Я безумно хотела быть утонченной.
Линн Барбер, "Взрослая жизнь"
− Я до сих пор не могу понять, чем же столь притягательными стали для меня мемуары Линн Барбер, но что-то особенное в них, без сомнения, было, − говорит сценарист Ник Хорнби. − Я прочитал их сам, дал почитать своей супруге, Аманде Пози. Она, кстати, выступила одним из продюсеров. Помню, я тогда сказал ей: "По-моему, в этой книге прячется фильм". Она согласилась и вместе со своей коллегой Финолой Двайер они начали думать над кандидатурой сценариста. Сам того не замечая, я начал завидовать претендентам, гневно высказываясь в сторону предполагаемых кандидатов: "Ты же не доверишь писать сценарий этому лузеру?" В конце концов, я признался, что сам хочу написать этот сценарий.
− Я не редко повторяла себе, что надо записать всю историю моего первого возлюбленного, поскольку считала ее весьма необычной, − говорит журналистка Линн Барбер о своем романе. − Единственный, кто услышал этот рассказ от меня, был мой муж. История получилась долгой и путанной, это была не одна из тех, которые можно запросто рассказать за обедом. Это был какой-то страшный секрет; тайна, которую я несла с собой по жизни".
− Пожалуй, больше всего в романе поразило то, что я знаю автора лично, - продолжает Хорнби. − Линн Барбер – очень сильная женщина, частенько в ее голосе проскальзывают агрессивные нотки. Поэтому когда я узнал о мемуарах, подумал: "Боже, я хочу это прочитать!" Читатели ее газетных материалов не редко пытались узнать о ней побольше, но Линн держала марку и хранила личную жизнь в секрете. Я не мог поверить в то, что появился шанс узнать историю из ее прошлого.
− Всегда не просто адаптировать текст, вышедший в литературном журнале, − добавляет Хорнби. − Но работа того стоила. Мне казалось, что я понимаю жизнь Дженни, как собственную. Я вырос в пригороде, родители университетов не заканчивали. Очень импонировала глубина раскрытия дилеммы главной героини, которую можно описать, как "жизнь или образование". Я некоторое время преподавал, и эта дилемма мне самому долгое время не давала покоя. У меня не оставалось сомнений в том, что я смогу написать сценарий, который с одной стороны будет одобрен автором, а с другой – кинематографистами.
Размышляя о времени действия фильма "ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ", закадровая команда сошлась во мнении – на самом деле, нельзя сказать, что свингерство зародилось в Британии в 1961 году. Среднестатистическая английская семья продолжала вести вполне благоразумный и довольно скучный образ жизни. Получив возможность раздвигать социальные и этические рамки по своему усмотрению, большинство людей не стремились проявлять себя на этом поприще.
− Всякий раз, когда меня спрашивают о 1960-х, хочется сорваться на крик, − говорит Барбер. − "Шестидесятые, о которых вы говорите, начались лишь в 63-м, а то и в 64-м! До этого было сплошное унынье и тоска!"
В этой связи Хорнби цитирует поэму "Чудесный город" Филиппа Ларкина:
"Лишь в шестьдесят третьем году
Для распутства не стало оков:
После запрета на "Chatterley"*
Но до первой пластинки "Битлов""
* В 1928 году спектакль "Любовник леди Чаттерлей" был официально запрещен к постановке на территории Англии. Запрет длился около 30 лет (прим. переводчика).
− Для меня примечательным и заманчивым было то, что события фильма развивались в 1962, когда Британия еще не до конца оправилась после войны, − отмечает Хорнби. − Тогда Англия особо остро прочувствовала все недостатки островного государства. В Америке царствовали 50-е – огромные авто, рок-н-ролл. Им там вполне себе неплохо жилось. Единственное, о чем волновались американцы – о своих сверкающих "Кадиллаках". А жители Туманного Альбиона, тем временем, мерзли на автобусных остановках.
− До этого проекта я работала над фильмом, события которого разворачиваются в Германии в 1957 году, − говорит режиссер Лоне Шерфиг. − Поэтому я кое-что знаю о панической боязни роскоши, тени войны и приземленных незамысловатых фантазиях, которыми жили люди того времени. Хотя Лондон для меня оставался неизведанным поприщем, поэтому я подходила к работе очень тщательно и скрупулезно, выверяя все и вся. Я тщательно следила за тем, чтобы англичанин, проживающий в районе Твикенхэм 16-ти лет от роду в 1962 году смог понять то, что и как говорят актеры. Мы изо всех сил старались передать атмосферу того времени, поскольку были убеждены, что эта история могла произойти только там и тогда. И хотели передать эту уверенность зрителям.
− Сейчас нам трудно понять давно ли это было или совсем недавно, − философствует Хорнби. − Взять, хотя бы, поздние 80-е. Для тех из нас, кто уже достиг солидного возраста, это было совсем недавно. Тогда путешествия за границу страны были сопряжены с большими трудностями из-за валютных ограничений. Да и прилавки не пестрели таким изобилием.
Кэри Маллиган, которая играет роль школьницы Дженни, признает, что ее роль может быть трактована, как метафора, для описания того временного периода. Несмотря на то, что история основана на мемуарах реального человека.
− Несмотря на то, что это история взрослеющей Дженни, это еще и история набирающих обороты 60-х, − считает актриса. − Мне все твердили: "О Боже, ты снимаешься в фильме о 60-х!" А я отвечала: "Нет-нет, там не будет "Власти – цветам" и всего прочего. Действие происходит раньше". Тогда меня спрашивали: "А что было раньше?" А я: "Да так, всякое".
− Родители Дженни являются стереотипной семейной четой того времени, − отмечает Хорнби. − Девушка только начинает конфликтовать с ними, и Дэвид становится своеобразным катализатором этого процесса. Он буквально вытаскивает ее из 50-х и бросает в 60-е. Можно сказать, что "свингующие 60-е" заявились на кухню Джека и Марджори за несколько лет до того, как они пришли ко всем прочим.
− Мы запечатлели тот момент, когда дверь распахнулась пинком ноги, − воодушевленно говорит художник-постановщик Эндрю МакАлпин. − Из обращения вышли талоны, и люди начали постепенно приходить в себя. Мама и папа в этом фильме подсознательно понимают, что-то того и гляди изменится, но пока не осознают, что и как. Можно сказать, что они при помощи своей дочери пытаются заглянуть в будущее, которое, как мы сейчас знаем, было очень занимательным.
− Менталитет тогда во многом формировался Холодной войной, − считает Альфред Молина, который играет роль отца Дженни Джека Меллора. − Мировоззрение ограничивалось до критического минимума: работа, дом, работа, дом. Мой герой – скромный служащий, который одержим отчаянным стремлением сделать жизнь своей дочери лучше. Джек вырос в трудное послевоенное время, и теперь он всеми силами пытается проявить себя в новой эре.
− В его жизни не было красок, все было серым, − продолжает Молина. − А потом в его монохромный мир врывается экзотичный Дэвид. Словно каким-то чудом на голубиный базар попадает петух – кричащая красками и слегка пугающая фигура.
− Говоря о метафорах, для меня ситуация была сродни не сработавшему противозачаточному, − говорит американский актер Питер Сарсгаард, который играет Дэвида, любовника Дженни. − Как будто кто-то натянул тетиву и готовится пронзить стрелой давно и болезненно зревшую опухоль. Люди в то время изголодались по веселью, многие жаждали лишь шанса, чтобы "оторваться по полной". Они готовы были получить желаемое, не взирая на цену, которую придется заплатить; не гнушаясь нарушением этических норм и правил поведения. В Дэвиде есть что-то такое – он ждал своего шанса восемь лет и теперь он хочет поглощать веселье тоннами.
− В романе Линн персонаж Дэвида был описан несколько иначе; зрительская аудитория вряд ли поверила бы в то, что в таком молодом человеке можно найти что-то привлекательное, − считает Хорнби. − Поэтому Лоне решила сгладить их отношения, зашлифовав некоторую угловатость характера главного героя. После этой процедуры персонаж привлекал зрительское внимание и вызывал симпатию.
− Каждый актер является своеобразным адвокатом для своего персонажа – все они видят сценарий со своей колокольни, − говорит Лоне Шерфиг. − Моя задача – учитывать не только актерское видение, но и точку зрения человека, сидящего в кинозале.
Сарсгаард смог абстрагироваться от какого бы то ни было суждения о своем герое и его поведении.
− Когда Дэвид находится рядом с Дженни, он словно заново проживает жизнь, − полагает актер. − "Хорошая машина, не правда ли? Париж – удивительный город, не так ли?" Он сосредоточен не на сексе, а на самой жизни. Он – не извращенец. Просто парень, которому до смерти хочется жить; жить на всю катушку.
− Питер смог передать очаровательную детскую непосредственность Дэвида, − говорит партнер Сарсгаарда по площадке Доминик Купер, который сыграл друга и делового партнера Дэвида, Дэнни. − В нем есть смешинка. В целом, персонаж получился отрицательным, но в большинстве сцен он выглядит вызывающим доверие, очень забавным парнем.
Питер Сарсгаард и Кэри Маллиган договорились, что он должен своими чарами заманить ее в машину в сцене знакомства Дэвида и Дженни. Актриса не собиралась делать того, что было написано в сценарии до тех пор, пока Питер не убедит ее сделать это. Он убедил.
− Дэвид порой до невозможности убедителен, − говорит Лоне Шерфиг. − Часть моей работы состояла в том, чтобы убедить аудиторию в его способности убедить Дженни. Если бы вы знали, что происходит за очаровательным фасадом их отношений, была бы безвозвратно потеряна интрига. Вы должны чувствовать его, любить его. Мне самой он кажется очень интересным человеком. И чем хуже он становился, тем больше он мне нравился.
− Я воспринимал Дэвида, как первую ласточку, − говорит Хорнби. − В какой-то степени, он представитель бесклассового общества. Он хочет получить от жизни все, и это касается не только денег. В список его интересов входит также музыка, книги, кино. Думаю, он куда более разноплановый человек, чем это может показаться на первый взгляд.
− Дэвид бросает вызов стилю жизни отца Дженни вообще и его предрассудкам в частности, − считает Альберт Молина. − В послевоенной Британии расизм процветал; и этот тлетворный процесс затронул буквально все социальные слои населения. Несмотря на все ужасы, которые показывали в кинохрониках, несмотря на то, что творилось в европейских концентрационных лагерях, среди британцев по-прежнему было много антисемитов. Все это нашло свое отражение в сценарии Ника Хорнби с исторической достоверностью.
− Моя роль на съемочной площадке – роль человека, который везде себя чувствует чужим, который постоянно вынужден играть и притворяться, − говорит Сарсгаард. − Я делал то же самое, что и мой герой – выдавал себя за кого-то другого.
Костюмер Одиллия Дикс-Миро черпала вдохновение из фильмов того времени. Эталоном для Дэвида в плане гардероба стала роль Шона Коннери в первом фильме о Джеймсе Бонде "Доктор Нет", который вышел на экраны в 1962 году.
− Складывается ощущение, что герой Дэвида – человек, который шагнул из 50-х в 60-е сквозь магическое зеркало, волшебным образом преобразившись, − говорит Дикс-Миро.
Кэри Маллиган недавно исполнилось 22 года. Известие о том, что ей предстоит играть 16-летнюю девушку, ввергло ее в панику.
− Не так-то просто в 22 года играть тинэйджера, − считает актриса. − А потом вспомнила, какой я была в свои 16 лет, и поняла, что немногим отличалась от своей героини. Тинэйджеры не понимают, что могут ранить словом; они не в состоянии контролировать свои силы, потому что видят мир совершенно в ином свете. У Дженни довольно высокий голос и она постоянно хихикает – это пришлось играть, потому что такой я не была.
− К кандидатуре Кэри я сперва отнесся со скептицизмом, − говорит Ник Хорнби. − Как-то Финола заявила мне, что на главную роль утверждена некая Кэри Маллиган – на тот момент я не был знаком с этой актрисой. На мой вопрос о возрасте Финола сказала, что ей приблизительно 22. Я начал брюзжать: "Ну вот, ты все испортила, ведь девушке должно было быть 16 лет. Я понимаю твой выбор, но это не сработает". Но когда видишь ее в роли школьницы, невольно думаешь: "Трудно представить, что с ней кто-то спит! Это не вписывается ни в какие рамки приличия!" У актрисы уникальная способность играть 16-летнюю так, что невозможно усомниться в ее несовершеннолетии. При этом правильный макияж и другая прическа – и Кэри превращается в Одри Хепберн.
– Дженни стала для нас большим и увлекательным приключением, полным событий и сюрпризов, – говорит Одиллия Дикс-Миро. – Она должна была выглядеть на 16 лет в школьной форме. А затем преображается... усилиями Хелен. Первая трансформация в школьницу оказалась не сложной. Но пришлось немало постараться, чтобы она выглядела совершенно по-взрослому, но при этом оставалась юной девушкой.
Маллиган говорит, что, надев школьную форму и вернувшись в классные комнаты, она стала не только выглядеть, как тинэйджер. К ней вернулось подростковое мышление.
– Я ненавижу школьную форму, – говорит актриса. – Съемочная группа начинала относиться ко мне, как к 12-летней. При мне смолкали сальные разговорчики, из речи испарялась нецензурные слова. Когда снимали сцену в классе, я невольно ловила себя на мысли: "Боже мой, какая СКУКА!" Как только я погружалась в образ школьницы, у меня появлялось желание побыстрее вернуться обратно.
Преображение Дженни из изможденного скукой подростка в (почти) красивую женщину стимулируется Хелен – очаровательной, но не очень умной подругой Дэнни.
– Мне кажется, что, впервые встретившись с Дженни, Хелен подумала: "О, Боже мой! Еще одна игрушка!", – говорит Розамунд Пайк. – Моя героиня – очень заботливый человек, но ее активность проявляется лишь тогда, когда требуется совет по выбору гардероба. Она обязательно позаботится о том, чтобы никто из ее окружения на вечеринке не выглядел неподобающе. Но я не уверена, что она будет отговаривать кого-то от, например, небезопасного секса.
В своих мемуарах Линн Барбер пишет, что она любила друзей Дэвида столь же страстно (если не больше), сколь и самого Дэвида.
− Дэнни и Хелен сыграли немаловажную роль в судьбе Дженни, − говорит Ник Хорнби. − Фактически ее соблазнили трое. Возглавлял эту троицу, разумеется, Дэвид. Однако нельзя сбрасывать со счетов, что Дженни проводила много времени в роскошном доме Дэнни и Хелен. Тогда она купалась в окружающей ее роскоши – у Дэнни была виолончель одного из именитых мастеров и богатая коллекция редких картин, а гардероб Хелен ломился от изысканных нарядов. Некоторые она даже подарила Дженни. Отчасти именно поэтому Дженни решила рискнуть своим будущим. Так что влияние Дэнни и Хелен нельзя недооценивать.
− Это происходит сплошь и рядом, − говорит Доминик Купер. − Каждый из нас может представить себя на месте Дженни. В подростковом возрасте трудно удержаться от соблазна, трудно оградить себя от соблазна. Ты забываешь о том, что является истинной ценностью в этой жизни... Я отлично понимаю главную героиню, которая почувствовала себя частью чего-то, чему она не принадлежит. И это чувство ей запредельно нравилось.
− У многих во время первого прочтения сценария появлялось ощущение, что их предали, − говорит продюсер Аманда Пози. − Слишком уж яркая аналогия с кем-то, кто оказывается не тем, за кого себя выдает. Мне кажется, у нас получилась история, не похожая ни на какую другую.
− Мне посчастливилось не попасть в ситуацию, в которой оказались Линн Барбер и героиня ее романа Дженни, − говорит Оливия Уильямс, которая играет учительницу мисс Стаббс. − Но мы с подругой в свое время частенько выбирались в город и "играли в совершеннолетних". Мы заходили в ночные клубы, выпивали и танцевали с мужчинами, которым было на вид около тридцати. Оглядываясь назад, я иногда задаюсь вопросом: "О чем они только думали? Что могло быть на уме у тридцатилетнего мужика, танцующего с несовершеннолетней девушкой?"
− И у Аманды, и у меня в школе был опыт общения с парнями, которые были гораздо старше, − вспоминает продюсер Финола Двайер. − Чем больше мы делились друг с другом своими девичьими секретами, тем больше понимали, что мало кто обходится без подобного опыта; частенько и молодые люди встречаются с женщинами, которые старше их. Мне показалась, что эта тема – вечная и неисчерпаемая. В юности нам всем хочется каких-то новым эмоций и ощущений, хочется вырваться из обыденности повседневной жизни, встретить красавца (или красавицу) с хорошим чувством юмора, который бы забрал тебя с собой в мир веселья и развлечений.
Лоне Шерфиг не сомневается в том, что вся драма держится на Дженни.
− В сложившейся ситуации никто не виноват, − считает режиссер. − Вся беда в том, что Дженни оказалась намного младше Дэвида, а ему не хватило силы духа взять на себя ответственность. Но девушка к тому времени уже "почувствовала вкус крови" – она стала частью этого нового мира, она отметила свое 17-летие, она уже больше не ребенок. Нельзя в полной мере назвать ее жертвой. Хотя Дэвид, без сомнения, негодяй. Я отмечу это еще раз, потому что он мне очень нравится.
Все претендентки на главную роль были без ума от сценария, − рассказывает Финола Двайер. − Многие из них рассказали похожие истории из своей жизни. Многим родителям было чему удивиться.
− Меня всегда учили, что в кино насилие над ребенком ничем по драматизму не отличается от гибели 500 солдат, − говорит Шерфиг. − Все зависит от модели весов, на которых взвешиваешь. Надеюсь, этот фильм станет столь же душещипательным, как и те, в которых происходит что-то более драматичное. Ведь для Дженни наступил поворотный момент в жизни. Хочется верить, что не многим довелось пережить то, что выпало на долю этой девушки. Но многие из зрителей исподволь будут ассоциировать себя с героями картины.
− Линн Барбер довольно быстро и охотно втянулась в процесс и оказывала всякое содействие, − говорит продюсер Аманда Пози. − Но при этом у нас были развязаны руки для творческого поиска. Она даже сказала, что когда смотрела фильм в первый раз, не могла дождаться развязки. Ей не терпелось увидеть, чем же все закончится. Она на время забыла, что это была ее собственная история...
До даного фільму немає трейлерів
Додати трейлерДо даного фільму немає шпалер
Додати шпалери