Рік: 2005
Виробництво: Великобритания, Франция
Актори: Джон Малкович
Тривалість: 86 хв
Опис:
В течение месяцев Алан Конвэй - человек, совершенно далёкий от мира кино - выдавал себя за одного из величайших кинорежиссёров своего времени: Стэнли Кубрика.
Конвэй не знал ничего ни о самом режиссёре, ни о его фильмах, но это не мешало ему злоупотреблять доверием тех, кто мечтал о близком знакомстве с загадочным и скрытным художником.
Таков сюжет этой уморительной, невероятной, но всё же - правдивой истории о самозванце, гении и превратностях славы.
повний опис »
Опис:
ЗАМЕТКИ О ПРОИЗВОДСТВЕ
В те годы, когда прославленный Стэнли Кубрик всеми возможными способами избегал общения с прессой, некий человек успешно выдавал себя за него, водя за нос сотни людей.
Каким образом скромному лондонскому турагенту удалось присвоить личность одного из величайших художников в истории кино? Как и зачем он это сделал? Кем был этот человек в действительности?
Это лишь несколько вопросов из тех, на которые фильм "БЫТЬ СТЭНЛИ КУБРИКОМ" даёт правдивые и удивительные ответы.
ТАКОЕ БЫВАЕТ НЕ ТОЛЬКО В КИНО
Энтони Фрюин, сценарист фильма, работал ассистентом у Стэнли Кубрика. Вот что он вспоминает: "Однажды меня попросили передать срочное послание Стэнли Кубрику от старого знакомого, который никак не мог его разыскать. Однако Стэнли не знал этого человека. На дворе были 90-е годы. Я спросил у этого "знакомого", где живёт тот Стэнли Кубрик, с которым он имел дело. Он ответил: в лондонском квартале Хэрроу. Наконец, я раздобыл адрес так называемого "Кубрика" и навестил его. Человека, который жил по этому адресу, звали Алан Конвэй. Я объяснил тому, кто его искал, что его знакомый - самозванец. В течение следующих недель объявились ещё несколько человек. Все они были уверены, что познакомились с настоящим Стэнли Кубриком. Таким образом, Алан Конвэй развил к этому времени довольно бурную деятельность…"
Брайан Кук, режиссёр фильма, также работал со Стэнли Кубриком. Он рассказывает: "Я впервые услышал об Алане Конвэе на съёмках "Широко закрытых глаз". Мне рассказал о нём сам Стэнли. Честно говоря, мне эта история показалась тогда смешной. В том, что этот тип мог действовать так безнаказанно в центре Лондона, был какой-то сюрреализм. Это, кстати, доказывало и то, насколько неизвестно было лицо Стэнли Кубрика его зрителям.
Поначалу эта история забавляла Стэнли, но вскоре его терпение истощилось. Он регулярно получал письма и звонки от незнакомых ему людей, павших жертвой обмана. Его жена, Кристиана, находилась в замешательстве - ещё и потому, что лже-Кубрик оказался падок на молоденьких мальчиков! К несчастью, мы мало что могли предпринять".
Слово Энтони Фрюину: "Не буду говорить, что сам Стэнли предложил сделать фильм из этой истории - это не так. Но я был настолько впечатлён, что горел этой идеей какое-то время. Я написал сценарий ещё при жизни Кубрика, просто для тренировки - и задвинул его в ящик стола. Потом я нашёл его, уже после смерти Стэнли, перечитал - и остался доволен. Я дал его прочесть Кристиане, последней жене Стэнли, которая нашла сценарий блестящим и поддержала меня. Вы подумайте: ведь до сих пор живут на свете люди, которые убеждены, что видели Стэнли Кубрика и что он был гомосексуалистом! Фильм многое расставит на свои места".
Сценарист продолжает рассказ: "Я был знаком с Брайаном Куком. Мы вместе работали на "Широко закрытых глазах". Однажды за обедом я дал ему этот сценарий и сказал, что его он наверняка позабавит".
ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА, И К ТОМУ ЖЕ - ЧИСТАЯ ПРАВДА…
Майкл Фитцджеральд, продюсер фильма (совместно с Брайаном Куком), говорит: "БЫТЬ СТЭНЛИ КУБРИКОМ" - метафорическая история о самозванстве и о самой сути знаменитости. В наше время люди становятся знаменитыми не благодаря тому, что они делают или что они собой представляют. Знаменитость - это всего лишь статус, получаемый человеком. Не существует причин, по которым приходит слава. Это только вопрос статуса".
Брайан Кук уточняет: "Помимо самой истории, фильм рассказывает о природе славы и том, с какой наивностью люди готовы ей поклоняться. Мне жаль тех, кто пострадал от Конвэя. Все они - люди, немного сбившиеся с пути, мечтающие прославиться или встретить знаменитость. Они - жертвы культуры, сформировавшейся в последнее десятилетие. Благодаря "раскрутке", всё, что попадает на экраны телевизора или на обложки журналов, становится объектом культа. Достаточно просто быть знаменитым, а по какому поводу - всем плевать. Пусть я сойду за старого зануду, но когда я начинал, всё было иначе".
Режиссёр продолжает: "Производство звёзд поставлено на поток. Возносят до небес актёров телесериалов, игра которых подчас просто ужасна. Я повидал таких посредственностей на кастинге к моему фильму. Если они хотят стать звёздами, им лучше поучиться драматическому искусству или поработать в театре и освоить мастерство, а не тратить время на фотосессиях".
Он добавляет: "Джон Малкович был первым, о ком я подумал, прочитав сценарий. Никто бы не сыграл эту роль лучше, чем он. Он просто-напросто один из лучших актёров в мире".
ИСТОРИЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Рассказывает Энтони Фрюин: "Я начал работать со Стэнли в 1965-м на "2001: КОСМИЧЕСКОЙ ОДИССЕЕ". Я быстро стал его ассистентом. Мои обязанности заключались главным образом в сборе информации для него. Я собирал сведения обо всём, что его интересовало. В 70-х мы разошлись в разные стороны, но снова встретились в начале 80-х, после чего я работал с ним до самой его смерти в 1999-м".
Брайан Кук объясняет: "Я был ассистентом режиссёра на "БАРРИ ЛИНДОНА", "СИЯНИИ" и "ШИРОКО ЗАКРЫТЫХ ГЛАЗАХ", причём на последнем фильме я был ещё и со-продюсером. Как ни странно, мне больше всего нравится те его фильмы, над которыми я не работал. Я очень люблю "ДОКТОРА СТРЕНДЖЛАВА" и "КОСМИЧЕСКУЮ ОДИССЕЮ". "БАРРИ ЛИНДОН" - не совсем мой фильм: мне он кажется скучноватым; но "СИЯНИЕ" и "ШИРОКО ЗАКРЫТЫЕ ГЛАЗА" мне нравятся.
Он был особенным человеком. Работал на студии, но мы много времени проводили и у него дома. В основном потому, что он не любил вставать и засиживался за работой допоздна. Он любил такой порядок, и я не могу его осудить. Я жил бы так же, если бы мог себе это позволить. Он не тратил время на дорогу с работы и на работу. Жил у себя, с женой и детьми - больше никого не было. Мы в его доме только работали и никогда не оставались на ночь".
Продолжает рассказ режиссёр: "Стэнли довольно долго не ложился ночью: читал, звонил по телефону. За работу он никогда не принимался раньше полудня. С возрастом вставал всё позднее. Над "ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ" он работал с часу дня до часу ночи, даже в студии.
Естественно, если работаешь с человеком тридцать лет, возникает некоторая привязанность. Стэнли был верен тем, чью работу ценил, и постоянно нанимал одну и ту же команду. Он был окружён первоклассными специалистами. Он не всегда был прав, но у него были голова на плечах и острая интуиция. Он и сам был специалистом в технических вопросах. Нам случалось перезваниваться и в перерывах между работой. Я много путешествовал, но всегда навещал его, возвращаясь в Англию".
Брайан Кук добавляет: "У нас были хорошие отношения. Мне нравилась его манера шутить без улыбки, когда мы говорили о киноиндустрии. У него был проницательный ум. Он мог быть жёстким, если ситуация того требовала, но работать с ним было одно удовольствие. Он был необыкновенным перфекционистом.
Метод его работы от фильма к фильму не менялся. Сначала он писал сцену, потом адаптировал её для актёров. Над каждой сценой он корпел часами, готовя мизансцену и освещение - до того, как мы начинали репетиции с актёрами. Когда результат работы его устраивал, он приглашал актёров. Он никогда не приглашал их, пока не будут готовы декорации, реквизит и освещение, что занимало уйму времени.
Дублей делали столько, сколько ему хотелось. Постоянно начинали сначала при другом освещении… Стэнли не боялся много времени работать над одним фильмом. Многие режиссёры любят проводить съёмки в напряжённом темпе, идти вперёд, не задерживаться подолгу на многочисленных дублях одного плана. Лично я тоже предпочитаю такой подход. Что до Стэнли, то он постоянно пробовал новые возможности. Это было его право, и он мог себе это позволить, поскольку его фильмы приносили огромные деньги. Ни одна студия не стала бы мириться с его методами работы, если бы он не приносил такую прибыль.
Он познал необыкновенный успех, но работал для этого очень тяжело, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Такой была вся его жизнь. Из всех стадий кинопроизводства он меньше всего любил сами съёмки, предпочитая подготовку к ним и работу с отснятым материалом.
Я обожал с ним спорить. Жаль, что он ушёл от нас так рано. Таких, как он, больше не будет. Сегодня режиссёры работают в бешеном ритме. Они должны укладываться в мизерные бюджеты и не могут себе позволить тратить годы на обработку и шлифовку каждого фильма, как это делали Стэнли Кубрик или Дэвид Лин. Те времена ушли в прошлое".
Режиссёр рассказывает: "Встреча с Энтони Фрюином на фильме, имеющем отношение к Стэнли, вызвало много воспоминаний. К тому же мы заручились поддержкой Кристианы, жены Кубрика. Мне хотелось собрать как можно больше людей из команды Кубрика, но… иных уж нет, а те - далече. Тем не менее, с нами работали Лу Бог (главный осветитель "ЗАВОДНОГО АПЕЛЬСИНА", "БАРРИ ЛИНДОНА" и "СИЯНИЯ"), Кристиан Саллис (художник-декоратор "ШИРОКО ЗАКРЫТЫХ ГЛАЗ") и актриса Мариса Беренсон, снимавшаяся в "БАРРИ ЛИНДОНЕ", которая сыграла в нашем фильме роль Аликс Рич".
МЕНЯ ЗОВУТ КУБРИК. СТЭНЛИ КУБРИК.
Говорит Энтони Фрюин, сценарист: "Техника Конвэя была довольно безыскусна. Он всего лишь повторял то, что все говорили о Кубрике, но от первого лица. Он не наводил справок о Кубрике и не видел ни одного его фильма. Можно было спросить его, как проходила съёмка с Ланой Тёрнер - с которой Стэнли ни разу в жизни не работал, - и он бы ответил: "Мы не во всём были единого мнения, однако всё прошло хорошо". Он никогда не говорил ничего конкретного и ничего нового.
Когда мы узнали о Конвэе, Стэнли попросил меня собрать информацию о нём. Я подготовил целое досье. Было проведено настоящее, подробное расследование при помощи частного детектива. Конечно, Стэнли был раздосадован, но он не мог принять против Конвэя никаких законных мер. Для того, чтобы подвести его под суд, нужны были улики и свидетельские показания. Но чаще всего жертвы Конвэя не хотели рассказывать всему свету о том, как их обвели за нос".
ИГРАТЬ АЛАНА КОНВЭЯ, КОТОРЫЙ ИГРАЕТ КУБРИКА…
Рассказывает Брайан Кук: "Настоящий Алан Конвэй одевался банально; чаще всего он носил костюмы. Лично мне кажется, что, если ты хочешь выдать себя за кинорежиссёра масштаба Кубрика, не стоит разгуливать при полном параде. Эту мысль разделяли и Джон Малкович, и Виктория Расселл - художник по костюмам: вместе они придумали для Конвэя более экстравагантный облик".
Виктория Расселл уточняет: "Конвэй был неустойчивой личностью, он постоянно изменялся. Нужно было найти равновесие между комизмом и драмой".
Брайан Кук вспоминает: "Джон с энтузиазмом включился в игру. Фильм от этого только выиграл, став ещё более безумным и смешным. Каждый день мы придумывали, что Малкович наденет для съёмок сегодня, но он постоянно вносил новые идеи".
Говорит Майкл Фитцджеральд: "Одну из поведенческих привычек реального Конвэя мы сохранили, но Джон довёл её почти до абсурда. В этом фильме Малкович использует большее число акцентов английского языка, чем их существует в природе. Игра с акцентами - это ещё одна черта, подчёркивающая самозванство главного героя".
ЛИЦОМ К ЛИЦУ С САМОЗВАНЦЕМ
Рассказывает Брайан Кук: "Джим Дэвидсон, играющий Ли Пратта, был вторым человеком после Малковича, которого я решил пригласить в наш фильм. Он почти не снимался в кино, зато он знаком с этой историей не понаслышке: он имел дело с Конвэем. Мне показалось, что он идеально подходит для нашего фильма. Я дал ему прочитать сценарий, и он согласился".
Слово Джиму Дэвидсону: "В персонаже Ли Пратта есть кое-что от меня. я действительно встречался с Конвэем в Турции. Директор гостиницы подошёл ко мне и сказал: "Хочу познакомить вас со Стэнли Кубриком". От такого предложения нельзя отказаться. Так мы и познакомились. Конвэй начал атаку такими словами: "Вы - Джим Дэвидсон, актёр?". Я был польщён тем, что моё имя, оказывается, известно самому Кубрику! Этим он поймал меня на крючок. Он был убедителен в этой роли. Я рассказывал, как меня восхищает "ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА", задавал ему вопросы; он отвечал всегда уклончиво, с оттенком высокомерия. Кому бы пришло в голову сказать ему: "А ну-ка, в этом месте - поточнее, Стэнли!", или хоть на миг усомниться в его личности? Вспоминаешь это сейчас - чокнуться можно! Но, надо сказать, Джон Малкович играет Конвэя лучше, чем сам Конвэй играл Конвэя - и уж гораздо лучше, чем Конвэй играл Кубрика.
Энтони Фрюин признаётся: "Некоторые невероятные вещи я так и не посмел включить в сценарий. Мы с женой одно время снимали квартиру в Лондоне, недалеко от Хэрроу. Мы общались с одной женщиной, которая жила прямо напротив Конвэя. Она рассказывала нам о его жизни и его поступках.
Алан Конвэй был кем-то вроде Зелига, персонажа Вуди Аллена: он подражал всем, кого встречал на своём пути. Например, в компании гомосексуалистов он был гомосексуалистом; в компании натуралов - натуралом. Он был многоликим человеком, что и показано в сценарии. Его внешность и манера поведения зависела от того, кем окажется собеседник. Это наш фильм пытается передать. Эта черта хамелеона особенно привлекла Джона Малковича".
Вступает Брайан Кук: "Несомненно, благодаря влиянию столь знаковой для нас фигуры, как Кубрик, мы вложили в эту историю и в этот фильм много дорогого сердцу. Мы вставили несколько цитат и намёков: например, кое-где у нас звучит музыка из фильмов Кубрика - "ЗАВОДНОГО АПЕЛЬСИНА" и "КОСМИЧЕСКОЙ ОДИССЕИ". Диалоги часто перекликаются с фильмами Кубрика. Я бы сказал, что Джон Малкович в каком-то смысле играет и самого Кубрика…"
Режиссёр фильма продолжает: "Наконец, в этой истории есть что-то от сатирической басни. В начале фильма Конвэй живёт в маленьком, небогатом домике, а в финале он оказывается в роскошной клинике, посещаемой звёздами кино и эстрады, да ещё и за счёт государства".
Он добавляет в заключение: "Не знаю, что бы подумал Стэнли о нашем фильме. Его скорее раздражала вся эта история. Очень неприятно сталкиваться с человеком, который делает гадости, прикрываясь вашим именем. И всё-таки, я убеждён, он был бы рад тому, что мы собрались вместе и превратили эту историю в фарс - чем она по праву и должна быть перед лицом вечности. И ещё, он наверняка бы сказал, что, по сравнению с его привычками, мы сняли кино чересчур быстро".
ХУДОЖНИК ИЛИ МОШЕННИК?
Брайан Кук замечает: "Конвэй извращён до глубины души. Он волочится за юношами, без зазрения совести выманивает у людей огромные суммы денег. Всё это он делает лишь потому, что ему нравится быть в центре внимания".
Энтони Фрюин добавляет: "Конвэй не был клиническим психопатом с жаждой славы. Он знал, что делает. Будучи наконец пойманным за руку, он сам притворялся жертвой - будто бы его поработила личность Стэнли Кубрика. Он был изобретателен и хитёр. Его самозванство не служило долгосрочным целям: речь шла лишь о том, чтобы напроситься на ужин и так далее - о каких-то сиюминутных вещах".
Энтони Фрюин замечает: "В конце концов, Конвэй стал знаменитым: сбылась его мечта - только не так, как он это себе представлял. После его разоблачения, о нём стали писать в газетах. Сейчас появился фильм. Но это посмертная слава".
Сценарист продолжает: "Боб Дилан говорил: "Если вы покупаете мои диски, это ещё не значит, что я вам что-то должен". Сегодня люди думают, что если они покупают книги, фильмы или диски, то их автор им чем-то обязан. Стэнли не разделял это мнение. Для него главным было творчество, а не личная жизнь. Журналисты сердились на него за то, что он слишком скрытен. Это создало вакуум вокруг фигуры Кубрика, в котором и появился Конвэй".
Алан Конвэй сказал однажды: "Если когда-нибудь захотят снять фильм о Стэнли Кубрике, меня могут взять на главную роль. Это будет роль всей моей жизни". Он ошибался. Алан Конвэй умер от сердечного приступа в декабре 1998-го - всего на четыре месяца раньше, чем Стэнли Кубрик, скончавшийся от того же недуга 7 марта 1999. Смерть - это единственное, что их объединяет.
До даного фільму немає трейлерів
Додати трейлерДо даного фільму немає шпалер
Додати шпалери